Тема урока: « Работа почек»
8 класс. Учитель: Петрова
Л.Н.-учитель высшей категории.
Цели урока: раскрыть
механизмы образования мочи, показать роль нанотехнологий в лечении заболеваний
почек.
Задачи:
-продолжить развитие представления о взаимосвязи строения и
функции организма;
-показать роль почек в поддержании гомеостаза внутренней
среды организма;
-провести исследование анализа мочи;
-познакомить с инновационными методами лечения заболеваний
почек;
Технология:
исследовательская, с и использованием ИКТ.
Опорные понятия:
Почка, нефрон, кровоснабжение почек, двойное капиллярное
ветвление, состав крови, диффузия, осмос, наночастицы.
Оборудование:
Карточки индивидуального опроса, бланки с анализом мочи,
кинофрагмент «Органы выделения», презентация, калькуляторы.
Содержательные линии:
-актуализация опорных знаний макро-и микроскопического строения
почек, их кровоснабжения;
- необходимость удаления продуктов обмена;
- фильтрация как этап образования мочи:
-первичная моча-результат фильтрации:
-вторичная моча и механизмы реабсорбции и секреции;
-регуляция работы почек;
-исследование анализа мочи ка метода диагностики заболеваний
почек;
-роль нанотехнологий в лечении некоторых заболеваний почек;
-разработка правил гигиены, предупреждающих заболевания.
Планируемые
результаты:
Личностные:
-установление учеником связи между проблемой урока, мотивом
и тем ради чего она осуществляется;
-через изучение системных заболеваний формирование ценности
здоровья.
Метапредметные:
-анализ, обобщение, исследование материала, доказывающего
взаимосвязь строения и функции почек;
-развитие способности структурировать материал и отбирать
знания необходимые для ответа на поставленный вопрос.
Предметные:
-овладение базовым понятийным аппаратом (нефрон, капсула Боумена-Шумлянского,
фильтрация, извитые канальцы, реабсорбция, секреция, диффузия, осмос,
гомеостаз, диурез)
-установление причинно-следственных связей (капсула –
просвет артериол – давление – фильтрация
плазмы – вещества с небольшой молекулярной массой – первичная моча)
(концентрация вещества - диффузия);
- умение проводить сравнительный анализ состава первичной и
вторичной мочи и делать выводы;
- при проведении исследования анализа мочи, умение делать
выводы о нарушениях в нефроне и их обосновывать;
- анализ предоставленной дополнительной информации по
использованию нанотехнологий в лечении заболеваний почек;
- умение самостоятельно сформулировать правила гигиены, зная
причины заболеваний.
Здоровьесберегающий
аспект:
-снятие
эмоционального напряжения в начале урока, через актуализацию знаний по
индивидуальным карточкам;
-включение в
активную творческую деятельность через интерес, смену видов деятельности;
-осмысление результатов своей деятельности, понимании
ценности здоровья;
-релаксационная пауза – снятие статического напряжения.
Актуализация опорных
знаний проводится в виде устного опроса по карточкам:
Карточка №1.
1.Какие органы относятся к мочевыделительной системе?
2.Какое значение для организма имеет выделение мочи? Ее роль
в процессе обмена веществ.
Карточка №2.
1.Где расположены почки в организме человека?
2.Нарисуйте схему макроскопического строения почек и
подпишите составные части.
Карточка №3.
1.Нарисуйте схему
строения нефрона, подпишите составные части.
2.Какие виды нефронов
Вы знаете?
Карточка №4.
1.Почему сосуд,
приносящий кровь в почку, крупнее сосуда выносящего кровь из нее?
2.Особенности кровоснабжения почек. В чем сущность двойного
капиллярного ветвления?
Постановка проблемы:
В результате преобразований поступивших в организм питательных
веществ образуются продукты обмена, которые необходимо удалить из организма.
Нам сегодня предстоит ответить на вопрос:
Каким образом
органы выделения осуществляют «отбор» продуктов обмена, подлежащих выведению во
внешнюю среду?
Аналитико-деятельностный
этап:
Зная строение, проанализируем, как оно связано с функцией.
Итак, тема урока: »Работа почек» (запись на доске)
Вопрос, концентрация
внимания: Что является структурной и функциональной единицей строения
почки? (слайд №1)
Рассмотрим работу нефрона, начиная с мальпигиева тела,
состоящего из капсулы Боумена-Шумлянского и петель капиллярного клубочка.
По приносящей артериоле, кровь, с растворенными в ней
продуктами распада поступает в капиллярный клубочек капсулы Боумена, а затем
собирается в выносящую артериолу.
Вопрос: Сравним
диаметр артериол. К чему приводит сужение сосуда?
Сужение, выносящей артериолы, приводит к повышению давления
внутри клубочка.
Работа по схеме №1
«Схема путей, по которым происходит фильтрация плазмы из капиллярного клубочка
в боуменову капсулу» (слайд №2)
Засчет этого плазма
крови фильтруется в боуменову капсулу, при этом проходит через два слоя
эпителиальной ткани: эндотелиальные клетки капилляра, подоциты капсулы и
трехслойную базальную мембрану. Такое образование могут пройти химические
вещества с небольшой молекулярной массой (до 68000). Фильтрат плазмы крови
называется первичной мочей.
Демонстрация
кинофрагмента «Органы выделения»
Работа с таблицей
«Химический состав плазмы крови и мочи» (слайд №3)
Вещества
|
Плазма крови в %
|
Первичная моча в %
|
Вода
|
90-92
|
99
|
Белки, жиры, гликоген
|
7-9
|
-
|
Глюкоза
|
0,1
|
0,1
|
Na+
|
0,3
|
0,3
|
Cl-
|
0,37
|
0,37
|
K+
|
0,02
|
0,02
|
SO42-
|
0,002
|
0,002
|
Mg+
|
0,0025
|
0,0025
|
Мочевина
|
0,03
|
0,03
|
Мочевая кислота
|
0,004
|
0,004
|
Сравните состав плазмы крови и первичной мочи. Какой вывод
можно сделать?
По химическому составу первичная моча сходна с плазмой, но
только без белка.
Почему?
Молекулы белка имеют большой молекулярный вес и не
профильтровываются.
Посчитаем, сколько первичной мочи образуется.
За 1 минуту через почки проходит 1200 мл крови, в ней 700 мл
плазмы фильтруется 125 мл первичной мочи.
Калькулятор: Считайте,
сколько выделяется первичной мочи в сутки?
125 мл х60 х24=180 л первичной мочи. Но столько не
выделяется из нашего организма!
Первичная моча направляется в извитые канальцы, где
происходит обратное всасывание необходимых организму веществ, в кровь. Этот
процесс называется реабсорбцией.
Вопрос, по аналогии с
процессом всасывания в кишечнике:
Какие необходимы
условия для этого процесса?
1-большая длина
Опережающее задание:
Просила Игоря К. посчитать дома длину канальцев во всех нефронах почек.
Получилась длина
примерно 60 км.
Это создает площадь всасывания примерно 30 кв. метров.
2-.канальцы образованы эпителиальной тканью, а клетки
проксимального отдела имеют
микроворсинки. И в этом отделе происходит 85% всасывания.
Работа по схеме: »Демонстрация
механизма реабсорбции и секреции» (слайд №4)
3- канальцы оплетены сетью кровеносных капилляров и
существует разница в содержании веществ, в плазме крови и первичной моче. И, засчет разницы в концентрации веществ,
происходит процесс диффузии и осмос.
При этом часть воды, минеральных веществ, витамины, глюкоза,
аминокислоты возвращаются в кровь. Это процесс обратного всасывания.
Одновременно в извитых канальцах идет и процесс секреции. Из
кровеносных капилляров через тканевую
жидкость в мочу выделяются ядовитые и чужеродные вещества (креатинин),
лекарства (пенициллин), некоторые ионы (К+).
Демонстрация
кинофрагмента
В результате реабсорбции и секреции образуется вторичная
моча.
Работа с таблицей
»Химический состав плазмы и мочи»
Вещества
|
Плазма крови в %
|
Вторичная моча в %
|
Во сколько раз больше, чем в плазме
|
Вода
|
90-92
|
98-99
|
Одинаково
|
Белки, жиры
|
7-9
|
-
|
|
Глюкоза
|
0,1
|
-
|
|
Na+
|
0,3
|
0,4
|
|
Cl-
|
0,37
|
0,7
|
в 2 раза
|
K+
|
0,02
|
0,15
|
в 7 раз
|
SO42-
|
0,002
|
0,18
|
в 90 раз
|
Mg+
|
0,0025
|
0,006
|
|
Мочевина
|
0,03
|
2,0
|
в 60 раз
|
Мочевая кислота
|
0,004
|
0,05
|
в 12 раз
|
Изучите состав вторичной мочи. Какой Вы делаете вывод?
Во вторичной моче нет полезных веществ, а концентрация
вредных увеличивается (мочевина, мочевая кислота, креатинин)
Вернемся к расчетам:
За 1 минуту выделяется 125 мл первичной мочи, 124 мл обратно
всасывается, а выделяется 1мл вторичной мочи. Это 1,5 – 2 л в сутки.
По ходу разбора нового
материала ученики самостоятельно заполняют таблицу.
Таблица «Образование мочи»
Этапы мочеобразования
|
Процессы
|
Где образуется
|
Состав
|
1.Образование первичной мочи
|
фильтрация
|
В мальпигиевом теле
|
Плазма крови без белка.
|
2.Образование вторичной мочи.
|
Реабсорбция и секреция
|
В извитых канальцах
|
Мочевина, мочевая кислота, креатинин.
|
Релаксационная пауза.
Упражнения для глаз. Вращение карандаша между ладонями –
снятие напряжения.
1 этап:
Систематизация,
обобщение, расширение знаний.
Делаем выводы:
1.Процесс образования мочи состоит из трех этапов.
2.После прохождения через почки химический состав плазмы
крови восстанавливается до нормы. Мы наблюдаем гомеостаз.
Вопрос, концентрация
внимания: Дайте определение гомеостаза.
Значит, почки – один из органов, обеспечивающих
относительное постоянство физико-химического состава внутренней среды.
3.Работа почек регулируется нейро-гуморально.
Симпатическая нервная система – уменьшает диурез (снижает
фильтрацию, усиливает реабсорбцию)
Парасимпатическая
нервная система – увеличивает диурез.
Гормон АДГ,
выделяемый гипофизом, уменьшает объем мочи, а альдостерон, вырабатываемый
надпочечниками – увеличивает его.
2 этап.
Исследовательская
работа.
Задание: Раздаются заполненные бланки с анализом мочи.
Каждый из Вас сдавал анализ мочи. Сейчас Вам предлагается
анализ мочи.
1.Внимательно
изучите полученный результат.
2.Отметьте нарушение
в составе мочи.
3.В какой части
нефрона произошло нарушение?
Анализ мочи – один из методов диагностики заболеваний почек.
Выступление ученика.
Заболеваниям почек
подвержены 3,5% жителей России
Симптомы:
-боли в пояснице;
-кровь в моче,
помутнение мочи;
-повышение
температуры, давления;
--отеки вокруг
глаз, ног;
-общая слабость,
потеря аппетита, жажда, сухость во рту.
Среди
многочисленных заболеваний почек наиболее часто встречаются пиелонефрит,
мочекаменная болезнь, почечная недостаточность.
Пиелонефрит – самое
распространённое инфекционное заболевание. Микроорганизмы попадают в почку с
током крови из кариесного зуба, фурункула, кишечника, легких… В почке
начинается гнойно-воспалительный процесс.
Мочекаменная
болезнь – характерно образование камней в органах мочеполовой системы. Этому
способствует жесткая вода с большим содержанием солей, особенности питания
(однообразная, острая, кислая пища) травмы и заболевания костей, хронические
болезни желудка и кишечника, обезвоживание организма.
Почечная
недостаточность – заболевание, при котором почки частично или полностью
перестают выполнять свои функции. В организме нарушается водно-солевой обмен,
накапливается мочевина и креатинин. При этом многим из них необходим диализ –
медицинская процедура, копирующая нормальную работу почек. Для этого необходима
искусственная почка, которая
перекачивает кровь, фильтруя её, при этом ненужные вещества переходят в
специальную жидкость, Это сложная процедура, заставляющая больного человека
зависеть от больницы и проводить в ней в среднем до 25 дней в году
Выступление
2 ученика. Инновационные методы
лечения заболеваний почек.
Нанотехнологические
фильтры в скором будущем могут привести к созданию переносных или вживляемых
искусственных почек. (вначале она будет весить 1-1,5 кг, а планируется иметь
размер больших наручных часов). Компания из Калифорнии разрабатывает фильтр,
повторяющий функцию почек, но не использующий специальной жидкости. Данное
устройство состоит из двух мембран. Первая, условно называемая G-мембрана имитирует клубочки, которые в
почках «отсеивают» из крови все молекулы, оставляя практически воду. Другая
мембрана, Т-мембрана, копирует работу почечных трубочек, которые обрабатывают
молекулы, поступившие из клубочков и пытается вернуть в кровь полезные
вещества. Эта мембрана состоит из пор, каждая размером в несколько нанометров,
расположенных на расстоянии в 1-5нм. Поры будут иметь свою форму, размер и
заряд, тем самым возвращая в поток только заданные химические вещества.
Предполагается, что
разработанные нанороботы будут способны лечить множество болезней, в том числе
и удаление камней в почках: почечные камни могут быть необычайно болезненны.
Чем больше камень, тем сложнее от него избавиться. Врачи удаляют их с помощью
ультразвуковых частот, но это не всегда эффективно. Наноробот смог бы удалить почечный камень,
используя маленький лазер.
Болезнь легче предотвратить, чем лечить. Для профилактики
болезней мочеполовой системы специалисты компании ЦИМИС-ЗОЖ разработали новый
препарат золотые почки-нанотехнологии.
Важным ингредиентом препарата является пищевые наночастицы нанозолота,
армирующие сосуды почек. В состав препарата входят и лечебные травы (листья
брусники, петрушки, девясила, фенхеля и другие), обладающие мочегонным и
дезинфицирующим действием, подавляют развитие микробов и выводят токсины.
Нанозолото – отличный антиоксидант, который оказывает омолаживающее действие и
способствует хорошей работе мочевыделительной системы.
Задание: Какие бы
Вы предложили меры по предупреждению заболеваний почек
В результате предложений учеников разрабатываются правила
гигиены.
Запись в тетради
1.Личная гигиена.
2.Своевременное лечение зубов и ангин.
3.Не злоупотреблять лекарствами.
4.Не увлекаться острой, соленой пищей и алкоголем.
5.Не переохлаждаться, закаливаться.
Рефлексия.
Общий вывод:
1.Функции почек связаны с их строением.
2.Основные функции почек - выделительная и поддержание гомеостаза.
Домашнее задание:
19.5 – 19.8 записи в
тетради.
Вопрос: Как Вы объясните, с чем связано изменение рН мочи
(4,5 – 8,5)?
Комментариев нет:
Отправить комментарий